«Дорога жизни» в Лосином острове

В сентябре 1941 года в Мытищинский район прекратился подвоз угля и продовольствия, запасы заканчивались. Где взять топливо для предприятий, которые уже выпускали продукцию для фронта?

Началась история масштабных торфоразработок на Яузских болотах. Добыча в этих местах не велась 30 лет: подъездные пути разрушились, техника практически не сохранилась. Узкоколейку на торфяники восстанавливали всем миром. Жители района, старшеклассники работали круглосуточно: снимали рельсы с запасных путей, делали шпалы, ковали металлические «костыли».

Вспоминает бывший комсорг цеха завода №40 г. Мытищи Е.А. Подображных: «Жили в наскоровосстановленных бараках. Приходилось работать зачастую по колено в воде. С наступлением осенних холодов грелись у костров, но работали до изнеможения. Каждую неделю сменялись и были дома по два-три дня. Потом эту дорогу, как на Ладоге, назовут «Дорогой жизни». Она такой и была. Через три месяца торф пошел в топки предприятий, школ и госпиталей».

После войны в 70-е годы добыча торфа прекратилась, карьеры заполнились водой и образовалась уникальная водная экосистема – Верхнеяузский водно-болотный комплекс. Сейчас это заповедные места национального парка «Лосиный остров».